Как и всякое распознавание, распознавание дизайна имеет статистическую основу. Следовательно, возможны ошибки первого и второго рода. Ошибка первого рода (α-ошибка) — это ложноположительный вывод, при котором то, что не является дизайном, классифицируется как дизайн. Ошибка второго рода (β-ошибка) — ложноотрицательный вывод, когда то, что является дизайном, не распознаётся как таковой. Ошибки второго рода — следствие неверности нуль-гипотезы "данный паттерн не дизайн".
Точность распознавания в практическом плане зависит от точности оценки пороговой вероятности: по мере занижения пороговой вероятности классификатор дизайна будет выдавать всё больше ошибок второго рода, тогда как по мере завышения её будет появляться всё более ошибок первого рода.
В основании распознавания дизайна также лежит абдукция. Для того, чтобы проиллюстрировать это, рассмотрим некоторый класс паттернов К, включающий лишь дизайны, характеризующиеся достаточно малыми вероятностями и отвечающие заранее заданным фиксированным спецификациям.
- Общее утверждение: Всё дизайны некоторого класса К характеризуются достаточно малыми вероятностями и удовлетворяют заранее заданной спецификации.
- Наблюдение: Данный паттерн достаточно маловероятен и удовлетворяет заданной спецификации.
- Абдуктивный вывод (гипотеза): Данный паттерн -- дизайн класса К.
Состав К нетривиален: в него входят, например, сложнофункциональные дизайны: малая вероятность соответствует сложности паттерна, тогда как функция задаёт спецификацию.
Особо обращаю внимание на слова "достаточно малая вероятность". Здесь имеется в виду понятие статистического правдоподобия (statistical plausibility). События в рассматриваемой стохастической системе, характеризующиеся столь малой вероятностью, что её можно считать практически нулевой, называются статистически неправдоподобными. Важным моментом является именно локальный контекст: то, что может быть статистически правдоподобным в одной системе, может не быть таковым в другой.
В отношении систематического изучения событий пост-фактум абдукция — это нередко практически всё, что имеется в распоряжении исследователя. Это так в случае, когда появление паттерна П по каким-то причинам наблюдаться не может, а сам паттерн наблюдается. В таких случаях прибегают к использованию принципа Ч.Лайеля: причинно-следственные связи между явлениями, наблюдающиеся сейчас, должны были иметь место и в прошлом.
Для утверждения, что П представляет собой дизайн, достаточно:
- Исключить случайность: достаточно маловероятные специфические события на практике не являются случайными (принцип Э. Бореля).
- Исключить закономерность: удовлетворить требованию отсутствия природных закономерностей, приводящих к образованию П.
В современной практике применение абдукции заключается в выдвижении гипотезы, которая
наилучшим образом объясняла бы имеющийся массив наблюдений. При этом смысл слова "наилучший" конкретизируется особо. Например, оно может означать "имеющий наиболее обширную базу эмпирических подтверждений".
Статус конкретного абдуктивного вывода как наилучшего объяснения может быть пересмотрен при поступлении новых данных. В этом заключается свойство немонотонности абдукции: абдуктивные выводы из подмножества посылок могут отличаться от выводов из целого множества. Это может произойти, например, в случае, если будет обнаружен некий закон природы, в результате которого образуется исследуемый паттерн.
Рассмотрим пример сложной биологической функции. В настоящее время наилучшим по критерию обширности эмпирической базы объяснением возникновения сложных биологических функций является дизайн:
- Появление достаточно сложной биологической функции не наблюдается, наблюдаются лишь сами сложные биофункции. В данном случае слово "достаточно" означает, что сложность рассматриваемой функции превышает вероятностные эволюционные ресурсы биоты.
- Во всей обозримой вселенной возникновение сложной небиологической функции является только интеллектуальным (к классу небиологических функций, сравнимых по сложности с биологическими, относятся лишь некоторые искусственные и, следовательно, заведомо артефактные системы).
Как я сказал выше, статус гипотетического утверждения о дизайне сложной биофункции как наилучшего объяснения должен быть пересмотрен, если будет эспериментально подтверждено естественное появление сложной биологической функции. А пока этого не случилось, предположение о том, что сложная биофункция (например, белковая) есть дизайн, является не только вполне легитимным абдуктивным выводом, но и лучшим на данный момент.
Подробнее см.
Abduction: Stanford Encyclopedia of Philosophy.
См. также: