Expand Cut Tags

No cut tags
mns2012: (Default)
[personal profile] mns2012
"Математику изобретают или открывают?"

По-моему, это ложная дихотомия. Кое-что фундаментальное открывают (identity, non-contradiction, excluded middle и т.д.), остальное изобретают. В природе нет никаких линейных алгебр, тензорных исчислений, теорий комплексных переменных. Нет никаких окружностей или квадратов, и даже чисел. Это ментальные конструкции, средства, помогающие описывать и предсказывать поведение мира.

Главный вопрос всё-таки не в этом. Самое главное, на мой взгляд, состоит в том, что окружающий мир, во-первых, объясним, во-вторых, то, что он объясним, с позиций натурализма необъяснимо. Всякие трюизмы типа: мы наблюдаем то, что наблюдаем, потому что мы есть, в противном случае никто бы ничего не наблюдал, -- на объяснение, по-моему, не тянут.

Вопрос в том, почему математика работает.

Объяснимость мира адекватно объясняется лишь в перспективе теизма (супернатурализма, дизайна, если угодно): человек как образ Божий имеет разум и поэтому может познавать разумно созданный мир.
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2025-09-16 08:42 pm (UTC)
From: [identity profile] akor168.livejournal.com
В природе нет никаких линейных алгебр, тензорных исчислений, теорий комплексных переменных. Нет никаких окружностей или квадратов, и даже чисел.

В какой именно природе этого всего нет? В том квази-трехмерном, очевидно дискретным, конечным во времени и пространстве как бы окружающем нас мире?

Date: 2025-09-17 04:53 am (UTC)
From: [identity profile] wkapustin.livejournal.com
Это очень важный и точно сформулированный вопрос, и он не про природу и не про объяснимость мира, а про "ментальную реальность". Её часто связывают с платонизмом, хотя общее с Платоном - это существование "мира идей" (но без его дальнейших подробностей).

Date: 2025-09-17 10:45 am (UTC)
From: [identity profile] wkapustin.livejournal.com
Ответ на Ваш вопрос "Математику изобретают или открывают?" не требует опоры на философию. Достаточно поинтересоваться об этом у профессиональных математиков, а из них подавляющее большинство скажет, что они именно открывают, т.е обнаруживают то, что так или иначе существует безотносительно к ним самим и к их работе.
Вопрос же о том, каким образом описывается такое существование, уже выходит в область философии. Статистику того, как на него отвечают математики, я не могу предположить. Но сам я согласен с Вами начёт логосов.

Date: 2025-09-17 11:03 am (UTC)
From: [identity profile] wkapustin.livejournal.com
Есть отсыл к реальной деятельности специалистов. Они хорошо понимают, что открывают свои результаты, а не придумывают.
Философский вопрос не в этом, а уже дальше, когда интересуемся, где же находится то, что мы открываем.

Date: 2025-09-17 11:18 am (UTC)
From: [identity profile] wkapustin.livejournal.com
Ваша первая фраза вполне согласуется с моей второй из последнего моего комментария.

Что касается Вашей второй фразы, у Вас есть возражения к моей первой? Есть ли основания полагать, что математические результаты не открываются, а придумываются? Скажем, что теорема Пифагора (в рамках известной аксиоматики, изменять которую не позволяется), не будь она открыта в таком виде, как мы её знаем, могла бы быть "придумана" с иным смыслом?

Date: 2025-09-17 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] wkapustin.livejournal.com
На математику можно смотреть как на язык, но это очень узкий и очень специализированный взгляд.

Мы же сейчас обсуждаем не свойства мира и не модели, а саму математику в связи с Вашим первым вопросом из стартового текста. Вы же сказали о другом.

Date: 2025-09-17 03:36 pm (UTC)
From: [identity profile] wkapustin.livejournal.com
-- Наука (математика, в том числе), в основном, моделирует реальность.

Обсуждаемый вопрос относится к другому взгляду на математику - к ней самой по себе, безотносительно к моделям реальности; или же, если хотите не отрываться от реальности, то до них, логически предшествуя им.

-- Вопрос в изначальном тексте состоит в том, почему математика работает

Есть и такой, но начинается у Вас с вопроса "Математику изобретают или открывают?".

Поэтому, как я думаю, изобретают ли математику или открывают, — неточная постановка вопроса: в основном, изобретают, конечно.

Боюсь, что Вы это не поняли. И в основном не изобретают, а открывают.

Date: 2025-09-17 03:57 pm (UTC)
From: [identity profile] wkapustin.livejournal.com
На несомненном собственном опыте.

Date: 2025-09-17 04:18 pm (UTC)
From: [identity profile] wkapustin.livejournal.com
А чем Вас это не устраивает?
И на что опирается Ваше противоположное мнение?

Date: 2025-09-18 04:54 am (UTC)
From: [identity profile] wkapustin.livejournal.com
Вижу Вашу фразу об этом, на которую я не отреагировал: Говорить, что математика открывает что-то платоническое — все равно, что говорить, что некий осмысленный текст мог быть написан только так, и никак иначе, скажем, что смысл "Войны и мира" мог бы быть передан только такой, а не иной последовательностью букв.
Речь ведь идёт о содержании, а не о форме, в которую это содержание облечено.

Date: 2025-09-18 07:50 am (UTC)
From: [identity profile] wkapustin.livejournal.com
Вы опять переводите разговор на знания о мире. Я готов обсудить с Вами и Ваш второй вопрос, хотя по нему, судя по сказанному Вами, у нас не должно быть серьёзных разногласий. Но пришёл я к Вам в связи с Вашим первым вопросом "Математику изобретают или открывают?" и стараюсь держать внимание именно на нём.

Date: 2025-09-19 03:52 am (UTC)
From: [identity profile] wkapustin.livejournal.com
Вы затронули вопрос, который, с моей точки зрения, является одним из наиболее значимых в философии математики. И мой интерес в ЖЖ в немалой степени сосредоточен именно на таких темах. Вы предложили свой взгляд - я пришёл возразить.

Я упоминал теорему Пифагора, вместо неё можно взять практически любую другую. Если хотите линейную алгебру - пожалуйста, пусть будет теорема о жордановой модели для квадратных матриц. Если бы результат не открывали, а придумывали, то это означало бы, что его можно было бы придумать и как-то иначе. Но у людей нет власти изменить то, о чём говорит теорема, поэтому её содержание можно только открыть (а выразить её смысл можно по-разному). Это реальный аргумент, я его приводил выше в виде вопроса (https://mns2012.livejournal.com/1030584.html?thread=4222904#t4222904), но Вы его проигнорировали. Возражений против него я не встречал и уверен, что их просто нет. Можете попробовать возразить и Вы, если не согласны. Но заметьте, что речь идёт об абстрактной теореме, никакой связи с миром здесь не предполагается.

Я не спорю с тем, что на математику можно смотреть как на язык и как на что-то ещё. Но это узкий взгляд, суть математики не в этом.

У Платона мир идей был специфическим - согласен, такого не существует. Но когда Вы говорите о замысле Бога, Вы тем самым вводите мир идей. И эти идеи могут быть не только о тварном мире.
Edited Date: 2025-09-19 03:58 am (UTC)
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Profile

mns2012: (Default)
mns2012

January 2026

S M T W T F S
    1 23
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Page generated Jan. 14th, 2026 10:30 pm
Powered by Dreamwidth Studios